Обучающая программа по групповому анализу (группаналитическому подходу в психотерапевтической работе с группами)
Курс "Основы теории и практики группового анализа". |
Обучение на курсе рассчитано на психологов и врачей, желающих приобрести знания и навыки для ведения психотерапевтической группы психоаналитического направления для использования в клинических или прикладных целей.
Программа данного курса соответствует квалификационным требованиям Ассоциации Группового анализа (АГрА) для подготовки специалистов для уровня "кандидат в ведущие группы" (курс "Основы группового анализа"), а также аналогичным квалификационным требованиям Национальной Федерации Психоанализа (НФП) по групповому анализу и позволяет получить необходимые базовые знания и навыки для начала самостоятельной аналитической работы с группами под супервизией. Более полно о квалификационных категориях и требованиям к ним можно увидеть здесь (на сайте АГрА).
В течение предшествующих лет было проведено несколько курсов (в Санкт-Петербурге и других городах России и СНГ) в соответствии с данной программой. Многие из их выпускников успешно используют полученную подготовку в самых различных областях применения. Комитет European Group Analysis Training Institutes Network (EGATIN), рассмотрев качество подготовки обучавшихся на этих курсах, принял решение признать данный курс соответствующим своим стандартам обучения для уровня Introductory Course, и теперь все, успешно окончившие его, могут продолжить обучение в рамках европейской сети EGATIN уже со второго уровня. Познакомиться с уже проведёнными курсами можно здесь (на сайте АГрА). Также она прошла экспертизу Гильдии Психотерапии и Тренинга и признана данной профессиональной организацией.
В качестве преподавателей на курсе привлекаются специалисты, имеющие квалификацию работы с группами в АГрА не ниже тренингового аналитика, т.е. имеющие собственный многолетний опыт групповой работы и также большой опыт личного анализа в группе. Познакомиться со списком этих специалистов можно здесь (на сайте АГрА).
В основе данной обучающей программы лежит утверждённый Тренинговым Комитетом АГрА курс "Основы группового анализа", вобравший в себя материал обучающих программ соответствующего уровня Лондонского ин-та Группового анализа (LIGA) и Нью-Йоркского Центра Развития Групповых Исследований (CAGS).
После завершения курса, дальнейшее обучение слушателей предполагает получение опыта самостоятельной работы с группами и сопутствующего этому получение теоретического материала, дополнительного тренингового анализа и супервизии, после чего может быть присвоена квалификация АГрА группового аналитика (2-я ступень).
Общая характеристика курса: |
Курс обучения в настоящее время реализуется:
1. На базе образовательных учреждений, сотрудничающих с АГрА для специалистов, имеющих базовое медицинское или психологическое образование и желающих приобрести навыки и знания для самостоятельной работы с психотерапевтическими группами с использованием группаналитического подхода.
2. Возможна организация курса на базе других организаций и учреждений по договорённости, а также инициативных групп специалистов.
Цель: базовая подготовка специалистов по психотерапевтическому и прикладному использованию группаналитического подхода для работы с группами.
Программа курса построена в соответствии с требованиями АГрА и НФП для присвоения квалификации "кандидат в ведущие группы в группаналитическом подходе", а также в соответствии с требованиями EGATIN для вводного курса обучения групповому анализу.
Курс включает:
- прохождение тренингового персонального анализа в группе в объёме 80 акад. часов (60 астрон. часов) в малой аналитической группе.
- теоретический курс объемом 40 акад. часов
- опыт участия в больших группах (при достаточном количестве участников)
Прохождение тренингового анализа в группе.
Группы составляются из числа учащихся или (более предпочтительно) могут иметь смешанный состав – учащиеся и пациенты. Они могут проводиться в непрерывной (еженедельной) или блоковой форме. Прохождение анализа в группе учащимися может быть засчитано, если они посетили не менее 80% групповых сессий и не пропустили более 5 сессий подряд.
Основные требования к проведению анализа в группе:
- Группа проводится одним постоянным ведущим, имеющим подтверждённую квалификацию АГрА тренингового ведущего или супервизора группы в группаналитическом подходе. Основные требования:
- наличие психологического или медицинского базового образования;
- прохождение обучения на базовом курсе, признаваемом EGATIN и АГрА;
- прохождение собственного анализа в группе в объёме не менее 200 сессий;
- наличие опыта собственной работы с группами (подтверждённого супервизиями) в объёме не менее 180 сессий (для супервизора – 290 сессий), в котором каждая группа должна иметь продолжительность не менее 40 сессий.
- Группа носит закрытый или медленнооткрытый (если она не ограничена во времени) характер.
- Размер группы не более 12 и не менее 5 человек.
- Группа имеет постоянный состав – к завершению тренингового анализа должно сохраняться не менее 50% первоначального состава и может быть введено не более 30% новых участников.
- Продолжительность сессий должна быть 90 мин.
- Общая продолжительность тренингового анализа в группе должна быть не менее 5 и не более 12 месяцев.
- При непрерывной форме проведения сессии проводятся еженедельно, по 1 сессии в день с частотой 1-3 в неделю.
- При блоковой форме группы проводятся в виде блоков, продолжительностью не более 7 дней и с частотой групп 1-4 в день, разделённых перерывами не менее 15 мин.
- Ведущий должен руководствоваться в своей работе основными положениями теории группового анализа и группаналитической техникой. Группа должна предполагать использование чисто вербальной активности и терапевтическое действие должно реализовываться преимущественно через развитие интерперсональных вербальных взаимодействий между участниками в групповой ситуации.
- При проведении трениговой группы ведущий должен получать обязательную супервизию с частотой не менее 1 раза в 8 сессий. Супервизором должен быть специалист, имеющий квалификацию АГрА супервизора по использованию группаналитического подхода.
В рамках курса могут быть проведены большие группы, которые должны занимать не более 10% времени в общем объёме анализа в группе. При этом большие группы должны быть составлены из участников двух или более малых тренинговых групп и их должны вести ведущие этих малых аналитических групп.
Теоретический курс
Проводится преподавателями, имеющими квалификацию АГрА супервизора или тренингового ведущего параллельно с прохождением персонального анализа в группе. Теоретические занятия могут располагаться между сессиями или в виде отдельных теоретических блоков. Они проводятся в форме лекций (70% времени), практического разбора предложенных ситуаций в группах (25-30% времени), ролевых игр (при наличии на курсе не менее 2-х тренинговых групп, 5% времени). Учащиеся должны посетить не менее 70% теоретических занятий. Допускается наличие слушателей, проходящих только теоретический курс в количестве не более 50%.
Содержание теоретической программы курса
- Введение:
- определение группового анализа как группы методов, основанных на использовании психоаналитической теории и модифицированной психоаналитической техники для анализа участников группы и группы в целом.
- основные направления, объединённые под термином «групповой анализ»: групповой анализ S. Foulkes, Modern Group Analysis (L. Ormont) и групповой анализ W. Bion.
- распространённость группаналитических подходов.
- области применения.
- задачи, план и объём предстоящего курса, последующее обучение групповому анализу.
- принципы обучения групповому анализу.
- роль прохождения персонального анализа в группе, теоретической подготовки и супервизии в процессе обучения.
- правила работы тренинговой группы: исключительно вербальный характер активности в группе, конфиденциальность, избегание (ограничение) внегрупповых контактов, регулярность посещения сессий и оплаты, правила прекращения анализа, искренность и правило «стоп».
- Истоки, история и развитие группового анализа:
- этапы истории развития групповой психотерапии, основные представители
- S. Foulkes и его роль в формировании группового анализа
- история развития направления Modern Group Analysis (L. Ormont)
- психоаналитические группы W. Bion
- история группового анализа в России и AGRA
- место группового анализа среди других методов групповой психотерапии
- Групповой анализ и психоанализ:
- групповой анализ и индивидуальная психоаналитическая психотерапия
- психоаналитическая теория групповых процессов
- особенности психоаналитической теории в групповом анализе
- значение общей гештальт психологии в групповом анализе
- значение социальной антропологии в групповом анализе
- Основные понятия группаналитической терапии и группаналитические теории личности:
- представления S. Foulkes о значении коммуникаций, осознанные и бессознательные коммуникации
- понятие матрицы и теория личности (S. Foulkes)
- представления о матрице других группаналитических авторов (J. Roberts, Frogers)
- представления S. Foulkes о симптоме как коммуникативном блоке
- основы техники группового анализа S. Foulkes.
- значение группового процесса в Modern Group Analysis
- разрешение сопротивления как центральная задача анализа в Modern Group Analysis
- основы техники Modern Group Analysis
- Терапевтические факторы в группе:
- терапевтические факторы в групповой психотерапии (I. Yalom)
- основные терапевтические факторы в группаналитической группе (S. Foulkes)
- факторы в группе, затрудняющие групповой прогресс (M. Nitsun)
- группа как катализатор манифестаций сопротивления (L. Ormont)
- Основные понятия и теории в основе группового анализа:
- основные составляющие психоаналитической теории
- психоаналитическая концепция бессознательного; понятие о групповом бессознательном
- защитные механизмы, их виды, проявления в группе
- психоаналитические теории развития в применении к группе
- понятия переноса и контрпереноса, перенос в групповой ситуации
- понятие сопротивления, его проявления в групповой ситуации
- индивидуальные сопротивления в группе и групповое сопротивление (L. Ormont)
- Формирование группы - правила, задачи и обязанности дирижёра:
- роль группового аналитика в процессе группового анализа и виды его активности
- содержание динамического администрирования
- значение формирования группы
- особенности отбора пациентов для анализа в группе, показания и противопоказания (подходы группового анализа S. Foulkes и Modern Group Analysis).
- правила формирования группы (подходы группового анализа S. Foulkes и Modern Group Analysis).
- техника и задачи предварительного интервью и подготовки к группе (подходы группового анализа S. Foulkes и Modern Group Analysis).
- особенности и виды группаналитического сеттинга: физический и психологический сеттинг; понятие и значение групповых границ в групповом анализе
- задачи и обязанности дирижёра как администратора по отношению к группе в процессе её работы
- вопросы завершения анализа в группе и завершения работы группы (подходы группового анализа S. Foulkes и Modern Group Analysis).
- вопросы совмещения группового анализа и индивидуальной психотерапии (индивидуального психоанализа) - подходы группового анализа S. Foulkes и Modern Group Analysis
- вопросы сочетания группового анализа и других форм групповой психотерапии.
- профессиональная этика группового анализа.
- Общие понятия о психотерапевтических интервенциях в группах:
- общее понятие и определение интервенции
- факторы, влияющие на выбор интервенций психотерапевта
- особенности построения интервенций в групповом анализе, принцип "минимального вмешательства" (S. Foulkes)
- понятие "петли интервенции" (D. Kennard, J. Roberts and D. Winter)
- понятие составляющих группаналитической ситуации (P. de Mare) и направленность интервенций
- классификация интервенций (D. Kennard, J. Roberts and D. Winter)
- особенности терапевтических вмешательств в Modern Group Analysis.
- Стадии развития группы:
- понятие динамики группы в различных концепциях групповой психотерапии
- значение стадий развития группового процесса
- стадии развития и кризисов группы у разных авторов
- характеристика фаз и субфаз группового развития Bennis and Shepard
- описание стадий развития группы через стадии развития сопротивлений (L. Ormont)
- влияние позиции ведущего на стадии развития группы
- задачи и трудности для дирижёра на отдельных этапах группового развития
- Особенности динамики больших групп:
- определение и особенности больших и средних групп
- характеристика процессов в больших и средних группах
- койнония: понятие и роль
- практическое значение больших групп
- работа с большими группами в Modern Group Analysis
- определение и краткая характеристика психотерапевтичесих сообществ
- особенности использования группаналитического подхода для работы с естественными группами
- Общие вопросы группового сопротивления и сопротивления в группе:
- сопротивление в группе – виды проявлений
- динамика развития видов сопротивлений в группе (L. Ormont)
- трудные пациенты в группе (по Yalom и по Ph.Cohen)
- факторы, влияющие на групповое сопротивление
- базовые координаты W. Bion
- понятие анти-группы (M. Nitsun), работа с антигрупповыми процессами и искажениями "зеркальности" группы
- общая тактика в Modern Group Analysis при работе с сопротивлениями
- техники работы с сопротивлениями в Modern Group Analysis (L. Ormont): флотация и роль других членов группы в разрешении сопротивления, бриджинг и основные правила построения «мостов», соблюдение принципа “здесь и теперь”, “эмоциональная защита”, “коммуникации, ведущие к прогрессу”, “переходящая идентификация”, присоединение (отражение)
- значение присоединяющихся (отражающих) интервенций в работе с сопротивлением и виды присоединения
- использование контракта для раскрытия сопротивлений в Modern Group Analysis
- сопротивление завершению – основы тактики дирижёра в групповом анализе S. Foulkes и в Modern Group Analysis
- Перенос и контрперенос в группе.
- виды и уровни переноса в группе (S. Foulkes)
- контрперенос в группе – виды, контрпереносное сопротивление – особенности проявления в группе
- виды субъектного контрпереноса, использование группы для исследования субъектного контрпереноса, 5-ти шаговая схема вскрытия субъектного контрпереноса
- объектный контрперенос, его виды, зависимость от стадии развития группы
- 7-ми шаговая схема использования объектного контрпереноса по Silse и её использование для построения присоединяющихся интервенций
- значение персонального анализа и супервизии для подготовки специалистов
ЕСЛИ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛ КУРС ОБУЧЕНИЯ:
Курсы проводятся на базе заинтересованных организаций или при наличии инициативной группы специалистов из не менее чем 10 человек.
При организации обучения вне Санкт-Петербурга принимающая сторона берёт на себя расходы преподавателей на дорогу и проживание.
Успешно окончившие обучение, в случае присвоения квалификации АГрА, получают возможность использовать информационные возможности АГрА для организации своей работы.
Стоимость обучения зависит от дополнительных и накладных расходов и в обычно составляет от 10 тыс. рублей для одного участника за весь курс.
Если Вы представляете организацию или неформальную группу специалистов,
желающую организовать курс для своих сотрудников, студентов или коллег, используйте расположенную ниже форму, чтобы связаться с нами. Мы обязательно свяжемся с Вами и ответим на все Ваши вопросы. Наше обучение может помочь Вам и тем, для кого Вы хотите организовать обучение, стать эффективно работающими специалистами, квалификация которых будет общепризнанной.
ХОЧУ ЧТОБЫ У НАС ПРОШЁЛ КУРС
Если Вы просто хотите пройти обучение по программе курса,
используйте расположенную ниже форму, чтобы связаться с нами. Мы обязательно ответим Вам и постораемся сообщить о ближайших к Вам курсах, к которым можно присоединиться.
ХОЧУ ОБУЧИТЬСЯ НА КУРСЕ
Вы также можете использовать контактные данные в других регионах:
1. г. Барнаул: контактное лицо Савиных Лев
e-mail: webtime@intel.ru,
http://altnet.ru/ - тренинг-центр "Грааль"
|
© Пажильцев И.В., 2001-2010. Все права на материалы, размещенные на сайте защищены и охраняются законом Российской Федерации. При использовании размещённых материалов ссылка на страницу сайта обязательна.
|