"ОСНОВЫ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА" приглашаем психологов, психотерапевтов, желающих получить профессиональное образование европейского уровня |
Статьи по групповому анализу зарубежных специалистов
Барбара Эллиот (Barbara Elliot). Динамическое администрирование.
Стенограмма лекции для вводного курса IGA, 1995.
В первый день нашего курса Дэвид говорил что главная задача дирижера - это создавать терапевтический климат, а не видеть себя как человека, который создает изменения. Фоукс использовал выражение "динамического администрирования" чтобы включить те действия, которые относились к установлению и поддержанию группы как целого. Как вы понимаете, дирижер ни в коем случае не пытается контролировать то, что происходит во время сессии; и одна из причин, почему это отсутствие контроля не ведет к хаосу и смятению, это потому что столько внимания и заботы предоставляется созданию границы и структуры. Динамическое администрирование - это еще также иной способ описать ответственность дирижера группы. И мне хотелось бы об этих обязанностях сказать, разделив их на 4 группы. Первой будут обязанности по отношению к отдельным пациентам, второй - обязанности по отношению к группе, третье - обязанности в организации сеттинга (как всех расположить), и четвертое - обязанности, связанные с тем, как терапевт себя ведет.
Первое - это будет самая большая часть лекции - это обязанности, которые относятся к отдельному пациенту. То, о чем я буду говорить, будет включать как оценивать и отбирать пациентов для конкретной группы и как подготовить пациентов к соединению с группой. Если их как следует подготовить, то это поможет им быстрее войти в группу, и уменьшит опасность, что они группу бросят.
Прежде всего это оценка и отбор приходящих пациентов, то есть тех, которые не находятся в каком-то стационаре. Всех пациентов для такой группы приходящих нужно интервьюировать, поговорить с ними индивидуально, по крайней мере один раз, прежде чем они войдут в группу. Обычно пациенту предлагают час или полтора на первое занятие и им предлагается поговорить об их предистории и об их проблемах, из-за чего они обратились к психотерапевту. Иногда необходимо задать несколько прямых вопросов, но важно также позволить пациентам начать рассказывать свою историю так, как они хотят. Нужно центрироваться на том, в каком порядке они рассказывают обо всем, что они подчеркивают, и что они оставляют за кадром. Например, если пациент забыл вам сказать, что у него есть братья и сестры, то может быть он вам сообщает что-то важное, как он будет себя чувствовать в группе. Некоторые предлагаемые проблемы более эффективно излечиваются когнитивными и бихевиоральными методами или, может быть, для кого-то более подходит пойти в группу поддержки скорее, чем в психодинамическую психотерапевтическую группу. В основном психотерапия - это процесс узнавания, обучения заново, там, где медленно осознаются процессы дезадаптивности и исследуется их природа, откуда они возникли. И поэтому в поддерживающем, благополучном окружении пациенту постепенно удается отучиться давать нездоровые, разрушительные ответы и развить новые. Для этого необходимы определенные характеристики пациентов, чтобы этот тип процесса обучения заново мог иметь место. Когда вы оцениваете, насколько пациент подходит
для данной группы, необходимо учитывать все эти факторы и до какой-то степени они все должны присутствовать.
Первое - это мотивация для изменения. Готов ли пациент сотрудничать на каком-то уровне и войти в союз по работе вместе? Никакого смысла нету кого-нибудь принуждать участвовать в психотерапии. Присутсвует ли только острое желание попробовать
терапию и есть ли у него какие-то ожидания, базирующиеся на реальности? Будьте осторожны, чтобы не оказалось, что они ищут каких-то медицинских чудес и расчитывают, что они за одну ночь переменятся; готов ли пациент рассмотреть самого себя и подумать, о том, в чем измениться или он центрируется на том, чтобы у него облегчились симптомы. Готов ли пациент ходить и посещать собрания регулярно и понимает ли он что такая терапия обычно требует 2-3 года?
Второе - способность к инсайту. Имеет ли пациент хоть минимальное представление о том, что у него есть эмоциональные проблемы и проблемы взаимоотношений? Проявляет ли пациент каким-либо образом, что он осознает свои дезадаптивные отклики на людей и события и готов ли он рассмотреть в чем тут дело и откуда это происходит? Есть ли у него любопытство к эмоциональной жизни? Готовы ли они заглянуть в себя вместо того, чтобы обвинять других? Есть ли у них какая-то способность понимать интерпретации и понять вообще саму идею бессознательного? Могут ли они хоть как-то связать прошлое и настоящее?
Третье - спосoбность развивать отношения. Чувствуете ли вы, что существует какой-то разумный уровень контакта между пациентом и терапевтом, можете ли вы как-то себя с ними связать? Есть ли в истории пациента какие бы то ни было указания на то, что пациент способен создать и поддерживать отношения, хотя бы один раз за свою жизнь? Какие у самого терапевта чувства по отношению к пациенту, как вы сами к нему относитесь, кажется ли вам что он подлинный, открытый?
Четвертое - внутренняя сила Ego. Способен ли пациент вообще на то, чтобы быть надежным, на то, чтобы постоянно появляться? Вполне ли вы уверены, что его полностью не осилит тревога? Вполне ли вы уверены, что пациент не будет вести себя каким-то образом, скажем не попытается "сбежать", то есть вести себя так, чтобы добиться какого-то комфорта для себя и убежать от реальности? Примером могут быть регулярное применение алкоголя или наркотиков, попытки самоубийства, какие-то преступления уголовные или всепроникающая фантазийная жизнь. Есть ли у пациента способность терпеть тревогу, депрессию, фрустрацию, и как он функционирует между сессиями? Какова вероятность того, что пациент сможет справиться с отношениями зависимости? В конце концов, всякая психотерапия вызывает определенные ощущения зависимости, но необходимо чтобы у пациента была способность сохранять связь со взрослой стороной своего "я" и сохранять какой-то рабочий союз с терапевтом. И в то же время необходимо чтобы он как-то контактировал с обеспокоенным и часто беспомощным ребенком внутри себя.
Пятое - присутствует ли в пациенте как минимум адекватный интеллект и владение словами.
И шестое - присутствует ли достаточное количество страдания, психологической боли, чтобы вызвать изменения. Все мы переживаем сопротивление изменению и важно помнить, что мы позволим себе измениться только в том случае, если эмоциональная боль в известной степени нестерпима.
Есть, конечно, еще и другие моменты, которые для оценки существенны и это мы возможно затронем во время дискуссии. Я здесь хотела вам дать такую наиболее широкую базу а потом мы поговорим о более конкретных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся. Как правило, за час-полтора можно очень хорошо оценить пациента. В отдельных случаях вам понадобится вторая встреча, а иногда вам нужно посмотреть, какой результат был после первой встречи, чтобы лучше понять пациента. Я довольно быстро двигаюсь, вы следите - успеваете ли вы за мной, могу ли я дальше идти?
Подготовка пациента к группе. Это вполне можно сделать при первой оценочной встрече, но можно также сделать и позже. Очень важно строить на основе того контакта, который возник на первой оценочной встрече; это поможет удержать пациента в группе в первые трудные несколько заседаний, когда все кажется трудным, незнакомым и очень много тревоги возникает. Это то, о чем мы два дня назад немного говорили, когда говорили о проблеме людей, которые в самом начале покидают группу. Когда вы пациента готовите к группе, важно прояснить недоразумения по поводу того, что группа дает. Например, некоторые люди думают, что их в группу посылают потому что это такой более экономный способ, меньше хлопот если их лечить в группе. Или, скажем, они могут думать, что их посылают в группу вместо индивидуальной терапии потому что их проблемы менее серьезны, чем чьи-то другие. Важно чтобы они понимали, что для очень многих проблем групповая терапия - это то, что следует в первую очередь рекомендовать для изучения. Это особенно потому важно, что существует очень много фактов, указывающих на то, что насколько пациент доверяет терапии и терапевту имеет прямую связь с тем, насколько он излечивается. Иногда у пациентов бывает такое ощущение, что они в группе обнаружат большое количество людей, у которых у самих сложности и которые к ним относятся без всякого сочувствия и перед которыми им придется сразу раскрываться. Иногда пациенты воображают, что время будет разделяться на всех поровну и что им лично дадут 17,5 минут на то, чтобы высказаться. Все эти ложные посылки необходимо прояснить до того, как они начнут заниматься в группе.
Важная часть подготовки - это установить основные правила так чтобы работа шла более успешно. Вы, наверное, заметили, что значительную часть этих указаний я вам давала в первый день, когда мы были здесь, хотя некоторые все таки отличаются. Важно им сказать, что крайне существенный фактор - это регулярное посещение, что в их повседневной жизни группа должна стоять на первом месте, и что если они не могут, то они должны об этом сообщить. Они должны знать, что группа идет полтора часа и что они должны изо всех сил стараться быть вовремя. Их нужно попросить, чтобы они уважали тайну и конфиденциальность того, что говорят другие члены группы, например никогда не называть ничьего имени, когда они говорят вне группы. Следует объяснить, что если они говорят вне группы о своих чувствах, которые были в группе, то это будет в некоторой степени размывать результаты терапии. И важно также сказать всем приходящим пациентам в группе, что существенно, чтобы они не встречались и не дружили за стенами группы. Если члены группы встречаются где-либо вне группы, то это может растворять, замедлять и осложнять групповые процессы создавая подгруппы и секреты. Полезно в случае незапланированных встречь и контактов, чтобы они обсуждались потом в группе. Полезно также пациентам напомнить, что в группе разговаривают а не действуют и что в группе не будет никаких физических действий. И нужно также сказать пациенту, чтобы он по возможности говорил как можно чаще, как можно более открыто и свободно, включая такие чувства, как любовь и агрессия, кто нравится, кто не нравится. Их также необходимо попросить, что если они надумают группу бросить, чтобы они об этом сколько-нибудь заранее предупредили. И чтобы это сначала обсуждалось, скажем месяца два. Терапевту следует предвидеть, что в самом начале у пациента будут сильные чувства смятения и удивления, и понять, что у пациента никакого ясного представления нет, каким собственно образом группа поможет справиться с депрессией или с какими-нибудь семейными проблемами. На первых встречах группы могут довольно высокого уровня достигать чувства стресса, фрустрации и полезно пациентам зарание сказать, что нужно подготовиться к этому ощущению стресса и готовить себя к группе и в эти трудные первые недели все равно продолжать ходить. Полезно также предупредить пациента что у них наверняка будет ощущение, что им хотелось бы группу бросить. Иногда помогает объяснение относительно механизмов сопротивления и защиты, чтобы они чувствовали, что когда они наиболее недовольны и хотели бы уйти, что именно в этот мо мент они наиболее близки к тому, чтобы прорваться к какому-нибудь изменению. Желательно также объяснить, что то, как они себя ведут и как они себя чувствуют развивалось в течение очень многих лет и поэтому с их стороны было бы несколько нереалистично что у них будут какие-то радикальные изменения в несколько недель или месяцев. Это самые основные и базовые вещи по поводу обязанностей дирижера по подготовке пациента к работе в группе.
Оставшиеся разделы несколько покороче.
Группа. У дирижера должно быть абсолютно четкое представление о том, из кого состоит и какая у него группа, на каком уровне они функционируют и на каком этапе они находятся. Первая мысль - это будет группа гомогенная или гетерогенная. Идеальная аналитическая группа приходящих пациентов это когда вы получаете хорошую смесь, т.е. разнородных пациентов. Хорошая смесь возрастов, приблизительно равное разделение по полу, структуре личности и представленным проблемам. Чтобы была смесь, когда один жалуется на депрессию; другой на какое-то беспокойство, тревогу; третий на психосоматические проблемы, несчастный брак и т.д. Очень важно, чтобы не было того, что по крайней мере в Англии называют "одиночками", например когда один человек из другой расовой или этнической группы, чтобы не было одного только пожилого человека или одного очень молодого, или, скажем, одного мужчины в группе женщин; это для всей группы обязательно создаст проблемы. Тем не менее, многие говорят, что группа невротических пациентов вполне
может справится с одним или, может, двумя пациентами с пограничными состояниями или шизофренией или маниакально-депрессивным психозом. Иногда это очень хорошая мысль, чтобы в невротической группе был один пограничный пациент. Есть отдельные виды нарушений, которыми следует заниматься в однородных группах: это включает зависимости, жертвы сексуальных преступлений против детей, подростки, люди, которые совершают сексуальные и другие преступления и еще некоторые группы есть. Если вы из вышеперечисленных категорий захотите кого-нибудь вмешать в смешанную группу, то это не очень хорошая мысль.
Другое соображение связанно с тем, группа у вас из приходящих пациентов или они лечатся в стационаре. Для приходящего пациента существенно, способен ли он нормально функционировать между сессиями или нет. Для госпитализированного пациента очень большое значение приобретают некоторые граничные моменты, скажем такие, с которыми мы сталкиваемся в этом случае. Для примера, в больнице вы никак не можете предложить своим пациентам, чтобы они между группами между собой не общались, они же вместе живут и вместе едят. Ну можно, скажем, им предложить, что бы они между группами не обсуждали группу.
Кроме того, дирижеру следует решить с группой приходящих пациентов, что предпочтительней: группа один или два раза в неделю.
Теперь о третьей группе обязанностей. Организация пространства. На организацию пространства группаналитики обращают очень большое внимание и Фоукс очень много внимания ему уделил. У пациентов от того, как организовано пространство группы должно бессознательно возникать ощущение, что о них заботятся и о них думают. Терапевт, тем что он последовательно и внимательно относится ко всем деталям, создает ощущение заботы или того, что он думает о группе. Следует обращать внимание на все: и на стулья, и на освещение, и на температуру; стулья одинаково должны стоять для каждой встречи, в идеале достаточно тесно, чтобы было ощущение замкнутого круга и не так близко, чтобы создать неудобства. Здесь идея как бы такая: вы делаете что можете из того, что у вас есть, но при этом восполняете недостатки за счет особого внимания к деталям. Фоуксу нравилось, чтобы посередине круга стоял какой-нибудь маленький круглый столик, он предполагал, что этот предмет может быть таким общим центром или фокусом и использоваться как переходный объект в винникотовском смысле. В дополнение к этому дирижер должен постараться обеспечить чтобы никто не входил, не мешал, чтобы было тихо, если возможно. Детали расстановки и организации пространства будут немножко разные в зависимости от того, будет ли встреча в больнице или в чьем-нибудь доме. Но независимо от того, где это все происходит, предельно важно некоторые детали соблюдать: это чтобы никто не мешал, чтобы было удобно, чтобы было внимание к деталям и момент надежности и подготовка к терапии
должна быть регулярной.
Так, теперь последний раздел. Обязанности, связанные с тем, как должен вести себя дирижер. Фоукс говорил, что жизненно важно внимание к деталям. Помимо задач, связанных с организацией пространства, оценкой пациентов и решением о том, какой пациент в какую группу идет, терапевт должен иметь повышенное чувство что он охраняет границу между терапией в группе и внешним миром. Иными словами, следует обратить внимание на такие моменты: каким образом лучше всего контактировать с теми, кто присылает пациентов, лечащими врачами, психиатрами и другими членами семьи (скажем сердитыми мужьями и женами). Для пациентов, которые госпитализированны, необходимо обратить внимание на договоренность с больничным начальством по поводу того, чтобы можно было точно полагаться, что вы получите то же самое помещение в то же самое время на недели. Нужно подумать и позаботиться о том, как вы будете общаться с пациентом, который, например, не предупредив промотал занятие и не сообщил об этом. Суть тут не в том, что может быть правильный или неправильный отклик, очень многое зависит от того, в какой фазе группа и тот конкретный пациент. Что, однако, важно помнить - это что если один пациент отсутствовал и получил в результате письмо от терапевта а другой не получил, то это не только для конкретного пациента, но и для группы вцелом будет существенным материалом для дискуссии. Необходимо активно и последовательно как-то реагировать каждый раз, когда пациенты встречаются вне группы, опаздывают, каждый раз когда сессия уже началась кидают портфель через комнату. Все это требуется и возможно спрогнозировать и необходимо предварительное планирование и обдумывание. Здесь дело не столько в том, чтобы дать исчерпывающий список "чего не делать", а скорее речь идет об определенном настрое, об образе мыслей.
Я надеюсь, что я вам дала некоторые основные предварительные очертания того, какие обязанности несет группаналитик. Важно помнить, что точно также как и идеи Фоукса по поводу терапевтического изменения включают понимание личности, семьи и более широкого общества, так и для ведущего группы важно обращать внимание и связывать между собой личность, группу и внешний мир. Т.е. мы могли бы на эти структуры посмотреть и как-то.
******************************************
Ответы на вопросы (участвуют Барбара Эллиот, Дэвид Кеннард и Джеф Робертс)
- Что такое переходный объект?
- Переходный объект это заместительный объект. В представлении Винникота по поводу младенца между фазой, когда он переживает только собственную личность, до того как он осознает что в мире есть еще и другие люди, важно чтобы было там одеяло или какой-нибудь еще другой предмет с которым бы он сравнивал, что это "не я", "предмет помимо меня", "вне меня". И он полагает, что это очень важно, как символически, так и реально, как человек будет потом строить отношения с внешним миром. Это предмет, который "не я" и "не ты", но который у нас обоих есть. С моей стороны это очень большое упрощение, но это дает вам представление об этом.
- Я прошу уточнения обязанности дирижера "как всех расположить". Я не понял, это "расположить" - рассадить или расположить как-то эмоционально? Ну, скажем "как-то расположить к себе"?
- Это подготовка пространства. Это касается комнаты, среды. И, конечно, никогда не говорите людям куда сесть. Вы советуете им приходить вовремя и они может будут это делать, может нет; вы предлагаете им найти себе место, где им будет удобнее. Т.е. вы пытаетесь их подготовить к тому, как все это будет непривычно, но что им делать не нужно ничего говорить.
- Еще такой вопрос: скажите пожалуйста, есть ли какая-нибудь разница между ведением группы взрослых и группы подростков, пото-му что, скажем, если терапевт молчит, то высок риск, что подростки разбегутся?
- Пару дней назад говорили мы об этом, Джеф может об этом что-то еще скажет. В прошлом году я была на семинаре в институте, где работают с подростками, и там от коллеги я очень много узнала как он работает; я могу только передать то, чему я научилась от него. Основные принципы совпадают с теми, которые используются в работе со взрослыми: подготовка, оценка, отбор. Хотя, конечно, если вы говорите о работе с детьми с психическими нарушениями, то, возможно, вам не придется с ними говорить, чтобы они с вами говорили о бессознательном, высказывали это, потому что они это будут просто отыгрывать. Ну и потом будут некоторые различия если они недостаточно большие чтобы сами приехать, их будут возить родители. У меня такое впечатление создалось из того, что говорил мой коллега, что он вообще конечно следует принципам, но больше значения придает вопросам границ. Например, если один ребенок другого ребенка стукнул, терапевт его на какое-то время уводит из комнаты, а позже он может вернуться. Это обязательно требует, чтобы в детской группе было два терапевта, тогда как в большинстве взрослых групп достаточно одного. И, потом, с подростками группы часто короче, чем полтора часа. Им столько времени в одной комнате не пробыть. В некоторых группах подростков разрешают встать, пересесть; некоторые группы с подростками используют рисование, краски, глину. Группа будет все равно похожа на группаналитическую, потому что они будут говорить о том, что они делают, что они лепят. Только может Джеф и Девид что-то добавят, что они делают, потому что у меня нет опыта работы с детьми и подростками, я могу только слушать, что другие говорят.
- Есть ли противопоказания к групповой психотерапии?
- Да. Группанализ, как я полагаю, вреден людям с частыми психотическими эпизодами, хотя в некоторых видах психиатрических больниц возможен поддерживающий группанализ, мы говорили об этом вчера. Он вреден для тех, у кого низкий уровень внутренних ресурсов и силы Ego, для тех, кто внутренне очень хрупок, они гораздо лучше откликаются на поддерживающий цикл. Несколько трудно с теми, у кого активная паранойя. При очень сильной депрессии и суицидных тенденциях, им, конечно, можно помочь группой и какой-то совпадающей индивидуальной работой, об этом нужно конкретно думать и смотреть каждый раз. Иногда группанализ может оказаться трудным и тяжелым для кого-то, кто перенес какие-то большие лишения в детстве, например вырос в семье с большим количеством детей и никогда не получал достаточно внимания и того, что ему было нужно, группа сможет ему в известном смысле принести вред, таким людям может стать хуже от этого и всегда приходится думать, включать их в группу или нет. Может быть, у Дэвида и Джефа могут быть другие примеры.
- Подходит ли группа для пациентов с острой психической травмой?
- Мне кажется с этим можно справиться. Он не до такой степени будет разрушать группу, как алкоголик или наркоман, это было бы совершенно нереально. Это зависит от личности, от группы. Конечно, придется в этой группе работать с этим человеком, который в группе вспомнил или высказался, что у него был травматический опыт, это для него было бы очень нехорошо, если бы его сразу после этого убрали из группы, и может быть, был бы большой успех. Но, вообще говоря, люди с такой травмой лучше реагируют в группе, когда они вместе.
- Я правильно поняла, что это касается и взрослых?
- Да.
[Джеф] У людей могут быть разные взгляды, это не совсем удобно. Мне хочется сказать две вещи. Первая - это по работе с детьми. Это практическое предложение по поводу ..., которого вы все знаете, который часто приезжал в Санкт-Петербург, работал с министерством образования. Мне кажется, что он один из ведущих специалистов в Англии, которые работают с детьми с каким-то нарушениями; я уверен, что он с удовольствием прочтет лекцию для тех, кто заинтересован в этом вопросе. Три года назад вышла его книжка, которая называется "Излечение раннего ума"; если у вас нет экземпляра, то мы наверняка сможем его привезти.
Второй комментарий по поводу того, чтобы не включать людей в группу. Речь идет о том, что это вредно не только для личности, но это вредно для группы. Люди с какими-то антиобщественными и паранояльными тенденциями: им возможно группа и пойдет на пользу, но они в процессе могут нанести серьезный вред группе. Поэтому, если вы ведете группу, вам приходится решать, может ли группа сосуществовать с таким членом.
- По поводу включения членов. Желательно, чтобы не было людей с одной проблемой, одного пола, возраста и с одинаковой структурой личности. Что вы понимаете под структурой личности?
- Это не так жестко. Совершенно нормально, чтобы было два с тревогой или два с депрессией или два с одинаковой структурой личности. Но если у вас в группе будут пять человек с обсессиями, то это может быть несколько напряженно в группе. Насчет одиночек, это больше касается национального вопроса, пола, возраста. Если у вас три женщины замужние а одна незамужняя, то это ничего. Или, скажем, четверо мужчин, которые отцы и один, который неженатый и не имеет детей. Но если, скажем, у вас одному человеку 70 лет, а основная часть людей между 35 и 55 годами, то это может создать проблему. Это основные указания, которые должны быть где-то в глубине души, это не то чтобы "черно-белое" описание.
- Я хочу повторить свой вопрос: что в данном контексте понимается под структурой личности?
- [Дэвид] Что я хотел бы поднять. Очень трудно, если вы в группу включаете кого-то, кто каким бы то ни было образом резко выделяется среди остальных как совершенно другой, потому что с одной стороны из них очень часто делают "козлов опущения", а с другой стороны им трудно найти общие темы, что-то общее в себе с остальными. И в последнее время я обнаружил, что я пользуюсь таким конкретным правилом: для меня очень важно, чтобы участники моей группы оставались бы все вместе, не разбегались и становились бы в разумных пределах единым целым. Чтобы так это было, когда я включаю нового члена или думаю о том, чтобы начать группу, я думаю о том, каким образом эти люди будут между собой завязывать связи, так чтобы у каждого человека в группе было бы за чью руку держаться психологически. Тогда можно формировать круг.
И дальше, если говорить о шизофрениках, я считаю что для таких пациентов какая-то форма психотерапии очень важна, обычно в сочетании с фармакотерапией. И в таких группах свою методику нужно адаптировать, особое внимание обратить на то, чтобы помочь им завязать контакты друг с другом. В обычных каждодневных группах нам не приходится с этим особенно работать, но в группе шизофреников это исходно первая задача; и чем эффективнее вы с этим справились, тем больше вы обнаружите через месяцев 6-12 что у вас группа, в которой все меньше шизофреники и с которой все лучше работать. Что касается структуры личности, то это не на сегодня, это слишком сложно.
- Расскажите немного более подробно как подготавливать людей к группе?
- Отчасти это достигается правильной оценкой, т.е. чтобы у вас там не было кого-то, кто ожидает через три недели поправиться. Еще одна часть, это подготовить их к тому, что они будут чувствовать фрустрацию и какое-то замешательство в первые недели, что они не будут понимать, каким образом группа им поможет. Если вам кажется, что у них такой вид, будто у них дистресс сильный, то вы можете кроме того индивидуально немного помочь в начале. И в основном надеяться, что если они к вам особо хорошо относятся с той первой встречи, когда вы с ними говорили наедине, то ваш интерес и забота о них как-то поможет им пройти через первые недели и почувствовать, что они в группе дома.
[Дэвид] Озаботиться тем, чтобы они имели способность строить какие-то контакты с остальными и если член группы может быстро завязывать связи в группе, тогда им трудно будет уйти. И, кроме того, в крайнем случае я бы тоже советовал индивидуальные встречи.
[Барбара] Но при этом с полным осознанием, что это может у других членов группы создать какие-то проблемы, которые необходимо будет обсудить.
[Дэвид] То, что я добавлю: если я увижу, что у них какие-то трудности с завязыванием связей, я обязательно поискал бы способ, как выяснить у них и как дать им высказаться как они чувствуют по поводу того, что они в группе. Например какой-нибудь вопрос, типа "как вы себя чувствуете сейчас по сравнению с тем, как было до того, как вы пошли в группу?", "как вы относитесь к тому, чтобы снова собраться на следующей недели?", потому что мне кажется, что если человек высказал свое двойственное отношение к тому, что он вернется, как-то больше шансов с этим справится, чем если они ничего не говорят.
[Джеф] Можно мне немного добавить? Барбара говорит, что начинать работу в группе такое пугающее, смущающее и ставящее в тупик явление. Мне кажется, что есть некоторый спектр. Некоторые пациенты чувствуют себя как рыба в воде сразу в группе, это те которые попроще, но надо помнить, что такое бывает, это не всегда ставит человека в тупик, бывает такое ощущение "замечательно, наконец-то я дома".
- Насколько реально быть успешным дирижером в группе обычной и в группе шизофреников? По моему впечатлению есть принципиальные различия.
- У меня некоторые мысли об этом есть, но я с шизофрениками вообще не работала. А вы что думаете?
- У меня впечатление, что там дирижер больше помогает чем обычно.
- Каким образом?
- Как бы меньше доверяет тому, что происходит с группой и постоянно "переводит стрелки". Если он не будет активно побуждать участников, достаточно настойчиво, чтобы члены группы что-то говорили, то вообще никто не говорит. И это будет не то молчание, которое возникает в группе, когда люди просто разделяют что-то общее.
- [Джеф] Я тоже так думаю. Мне кажется, что приходится быть очень терпеливым, очень мягким, не приходится анализировать. Нужно помочь людям понять, что у них есть чувства; но кроме того, что лежит за казалось бы бессмысленными утверждениями. Я не могу ничего сейчас вспомнить, но бывают случаи, когда кто-то что-то оценивает как бред, но вы говорите "мне кажется, что Вы хотите мне сказать это вот это вот". Нужно, чтобы в группе было тепло, комфортно. Как можно меньше выражения эмоций, не слишком малая стимуляция, средняя так примерно, эмоционально теплая атмосфера, не холодная, не горячая, а теплая и, вот, соединять, объединять людей, создавать связи, контакты, связывать "несвязываемое".
- Активно создавать контакты.
- [Дэвид] "Мне кажется, что то что вы сказали очень похоже на то, что сказал тот человек; может быть вы поговорите друг с другом". То, что вы сказали группе очень похоже на то, что сказал вот такой-то и такой-то, поговорите друг с другом. [Джеф] Директивно, но мягко директивно. Не заставлять ... Но может быть мы здесь говорим о тех вещах, которые нам следовало бы использовать когда мы будем обдумывать третью неделю курса, которой общее название будет "применение". Пожалуйста, заключительное замечание.
- Используется ли групповой анализ для лечения зависимостей?
- Да, возможно. Есть такие программы. Некоторые различия в вопросах границ. Кроме того, вы не можете в сессии лечить человека, который находится под воздействием каких-то веществ.
[Джеф] Кажется, есть такое стандартное лечение с переводом с героина на метадон и после этого на метадоне его уже можно в группу и это должна быть однородная группа, почти неизменно, почти всегда.
- Я хочу сказать очень кратко. В группанализе не принято обсуждать после группы. В отделении неврозов есть опыт работы с группами, там специально пациентов группы поселяли в одну палату, и после группы они продолжали обсуждать и там иногда бывало так, что дискуссии шли даже ночью и некоторые говорили о том, что ночью у них "наступил инсайт", что они узнали о себе важное.
- Это просто замечательно, это было терапевтическое сообщество. Но нам пора заканчивать.
Назад, на главную страницу | Другие статьи | Хочу написать мнение
|
© Пажильцев И.В., 2001-2010. Все права на материалы, размещенные на сайте защищены и охраняются законом Российской Федерации. При использовании размещённых материалов ссылка на страницу сайта обязательна. |