"ОСНОВЫ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА" приглашаем психологов, психотерапевтов, желающих получить профессиональное образование европейского уровня |
Статьи по групповому анализу зарубежных специалистов
Луис Ормонт. Групповое сопротивление и терапевтический договор.
Ormont, Luis. Group Rsistence and Therapeutical Contract
Несколько лет назад Спотниц (1932) заключил, что групповое сопротивление – это важный фактор в психоаналитическом лечении и понимание сопротивления имеет большое значение в работе аналитика. На сегодняшний день никто, кроме него, не сделал серьёзной попытки изучить это явление. Способность распознать сопротивление, работать с ним, увеличивает эффективность анализа и позволяет аналитику более успешно взаимодействовать с насущными проблемами.
Как и в индивидуальном анализе, пациент в группе испытывает сопротивление при вербализации неприемлемых мыслей, чувств, фантазий, импульсов и воспоминаний, особенно тех, которые относятся к другим пациентам или аналитику. Но кроме этого члены группы могут более тонким путём разделить общее сопротивление вербализации отвергаемых, неприятных идей и опыта, они могут бессознательно фактически «договориться» друг с другом отгородиться или воспрепятствовать вербализации такого рода.
Групповое сопротивление может выражаться в скрытой ненависти или любви, направленных, как правило, на аналитика. Редко, когда сопротивление можно легко распознать, чаще всего оно сложно опознаётся и отношения между участниками группы создают групповое напряжение. Сопротивление вызвало появление термина «терапевтический контракт». Сопротивление – это когда группа игнорирует, пропускает, наблюдает, одобряет или терпит нарушение терапевтического контракта одним или несколькими участниками группы. Согласно этому контракту каждый из участников должен:
1. Рассказывать эмоционально значимую историю своей жизни, когда это уместно, своё прошлое, настоящее и планы на будущее.
2. Не делать критических заключений о своей жизни не обсудив это предварительно на группе.
3. Понимать других членов группы и общаться с ними на понятном языке.
4. Принимать равное участие в разговоре.
5. Сохранять общение в эмоциональном направлении течения группы.
6. Воздерживаться от действий во время сессии (опаздывать на занятия, курить, пить или использовать другие способы удовлетворения, характерные для оральной стадии, копить долги по оплате, нарушать конфиденциальность группы, допускать во время сессии физические формы контакта: удары, поцелуи и т.п.).
Аналитик не ожидает от участников группы полного подчинения контракту, напротив, он ожидает отклонений. Но каждое отклонение должно быть исследовано. Когда группа коллективно игнорирует, когда группа коллективно игнорирует, соболезнует или просто наблюдает отклонение от терапевтического контракта, она вовлечена в групповое сопротивление. Девиантный участник выражает сопротивление открыто, коллектив – скрыто. Девиантному участнику позволительно продолжать оставаться в заблуждении, т.к. он открыт для наблюдения других членов группы.
Случай I.
Ли, яркий и остроумный актёр, попадал в комические групповые ситуации. Когда один из участников начинал говорить на неудобную тему, Ли мог прервать это смешной линией, чтобы изменить настроение и тему. Среди других участников он сохранял позволительный, допустимый статус, поскольку они разделяли его комментарии, смеялись над его шутками и аплодировали его клоунскому мастерству.
Как-то Ли пришёл на сессию в настроении глубокого отчаянии, он был расстроен по поводу своей карьеры и гомосексуальных наклонностей. Он хотел умереть и подумывал о том, чтобы оставить психотерапевтическую группу. Аналитик повёл себя следующим образом.
Аналитик: Возможно Вы правы, Ли. Возможно, Вы должны оплатить занятия, а потом вы отдохнёте от нас и сэкономите деньги, время. То, что есть здесь несравнимо с подарками и ночными клубами.
Ли: (после тихого протеста) Подождите-ка, я не собираюсь так далеко.
Чак: Ты должен согласиться, Ли. За «представления» здесь ты ничего не получаешь.
Ли: Что это? Вы меня отпускаете? Послушайте, я предполагал решить эти проблемы здесь.
Чак: Уверен, что это так, но я помню инцидент, прошедший в твоей жизни 2 месяца назад.
Ли: Но послушай, я здесь
Марк: Да здесь, но как клоун.
Хилди: Он клоун, а мы ангелы, да? Да! Но кто-нибудь говорил ему об этом за всё это время?
Голди (новенький): Вы тоже так считаете?
Марк: Что Вы имеете в виду?
Голди: Я не знаю, что и думать…
Марк: Мы здесь для того, чтобы понять Ли, понять как себя.
Голди: Я понимаю его.
Марк: Этого не достаточно. Мы должны выразить своё понимание через слова.
Чак: Это то, что имеет в виду доктор, мы не говорили с Ли, мы позволяли ему отпускать шутки.
Хилди: А что о нас? Мы не ищем причины нашего смеха. Мы ругаем его вместо того, чтобы принять его. Мы должны выслушать его, принять, помочь ему разобраться, чтобы он рассказал нам о своей работе и сексуальной жизни. Сперва мы должны принять его, а потом обвинять.
Вмешательство аналитика имело несколько последствий. Им аналитик (сконцентрировав внимание группы на сопротивлении Ли) предвосхитил его уход. Более важно, вмешательство повлекло за собой цепочку высказываний участников группы. За два месяца до этого аналитик обнаружил сопротивление Ли, выражавшееся через остроумие, весёлость, шутливость, одобряемое большинством группы. Аналитик прокомментировал эту тенденцию, но тогда участники выразили неожиданную агрессию по отношению к Ли и его девиантному поведению. Участники знали, что они находятся там, чтобы рассказывать эмоционально значимые истории своей жизни для понимания других. Каждый, казалось, знал об этом, но в случае с Ли получилось наоборот.
Аналитический контракт – это гид, путеводитель не только для пациентов в восприятии их собственных желаний, но также и для аналитика. Идентификация группового сопротивления может поставить в тупик. Каждый пациент может использовать один или все пять классических видов сопротивления – эго, ид, супер-эго, вторичной выгоды или переноса. Добавляя к своему сопротивлению сопротивления других членов группы, а иногда и сопротивление терапевта, в группе создаётся сложный и неуловимый комплекс коммуникаций. Понятно, что сопротивление создаёт расхождение с аналитическим контрактом, которое может быть идентифицировано.
В любой новой группе терапевт должен увидеть три этапа развития, которые часто последовательно стимулируют появление друг друга:
1. Подготовка участнгика стать членом психотерапевтической группы (Ормонт, 1957).
2. Начало групповых встреч (Ормонт, 1959).
3. Установление аналитического контракта (Ормонт, 1962).
Во время последнего шага участники группы обучаются правилам группового анализа. Контракт устанавливается когда формируется групповое сознание, снова и снова, что ожидается – индивидуальные взгляды проявляются в словах, располагающих к доверию. Когда аналитик ссылается на контракт, он изучает групповую активность, наблюдая отношения участников к нарушениям. Групповое сопротивление существует, когда большинство участников группы его допускают, а против – меньшинство.
Случай II.
Когда аналитик начал сеанс с уже сформированной группой, он заметил, что участник Джон опроверг то, что говорил. После паузы другой из участников сообщил, что Джон оставил работу. Аналитик подчеркнул тот пункт контракта, в котором говорилось, что критические решения, которые значимо меняют чью-то жизнь, как например работа или женитьба, могут быть сначала успешно обсуждены на группе. Снова, после паузы, другой участник, волнуясь, стал рассказывать о своих сексуальных мыслях по отношению к одному из членов группы и групповое внимание сместилось. Оно не вернулось к Джону. В середине сессии Эллис, одна из участниц, заметила, что Джон не сказал ни слова. Аналитик предположил, что Эллис и другие члены группы игнорировали Джона.
Дискуссия быстро подвела к тому, что участники группы проигнорировали его. Джон ответил тем, что обнаружение того, что он может чувствовать, могло продолжаться и дальше, но он же уже подал заявку на работу в Калифорнии. Это положение мобилизовало участников группы, и они проверили его тенденцию стимулировать интерес и затем стали обсуждать будущие детали.
В этом эпизоде аналитик достиг двух целей. Он помог группе сконцентрироваться на напряжении, когда один из участников был проигнорирован другими, вместо того, чтобы просто с ним поговорить, другие выясняли его чувства. Аналитик также использовал положение контракта о том, что когда участник заявляет о своей проблеме, которую он не решает на группе, то более вероятно, что он уйдёт из группы. Группа должна учиться распознавать это как можно раньше, чем быстрее, тем лучше. Провалом лечения может быть отказ от него.
Аналитик-новичок может иметь трудности при понимании важности приоритета сопротивления в анализе поведения группы. Начинающий терапевт акцентирует внимание на более драматических моментах, в ущерб более скрытым и тонким. В супервизии они должны сначала обратить внимание на то, что первично – это не пациенты и не терапия. Язык активности группы должен быть измерен с самого начала.
Например, важно узнать, почему участники игнорируют опоздания на занятия кого-нибудь из группы и т.п. Почему участники нарушают контракт, и почему этого никто не замечает? Это может быть потому, что участники терпят такое поведение т.к. разделяют его, это отражает их собственные желания. Или это может быть тем, что участники таким образом защищают себя от неприемлемых мыслей или чувств. Поэтому в таких случаях подобное поведение может быть исследовано настолько, насколько это возможно, через описание поведения и напоминание о контракте.
Основа аналитического контракта – эксплицитное понимание того, что групповой анализ – это терапия через слова. Разговор – более приемлемая форма коммуникации, молчание – нет. Фактически любое сопротивление основано на бездействии (отказе от действия).
В хорошо организованной, сплоченной группе капризное поведение одного из участников может выражаться через объятия или похлопывание, импульсивное девиантное поведение. В дальнейшем в группе может быть меньше причин для отказа от взаимодействия. Участники скрывают девиантное поведение от аналитика. Они замечают, что аналитику видно отклонение в их поведении, стараются проявлять активность в более приемлемой форме поведения. Аналитик может работать дальше, лечить пациентов через анализ, который будет способствовать проявлению импульсов, когда фрустрация будет устранена, и чувства выразятся через слова, когда наступит момент эмоциональной зрелости пациентов.
Физический контакт – это форма отказа от действия. Когда враждебные импульсы присущи нарциссисту, он может не выражать их через слова. Эротические импульсы позволяют получить более приемлемые ощущения, участники могут отнестись к ним более терпимо и даже одобрить. Большинство участников выражают их через прикосновения, поцелуи, смущение, чувство опасности – это бесконечный анализ. Такие действия приносят удовлетворение, они усиливают аппетит для дальнейшего удовлетворения. Предвосхищение и желание негативных отношений может выразиться в отклонении пациента от терапевтического контракта. Аналитик должен призвать к осознаванию такого рода поведения, сказать группе, что оно является сопротивлением.
Случай III.
Хорхес, поначалу беспокойный и неконтактный пациент, имел привычку в конце занятия посылать Аманде воздушные поцелуи. Алекс, студент-психолог, открыл сессию с поздравления Хорхес в его новонайденном способе выражения свободы. Когда Алексу напомнили, что подобное поведение – отклонение от контракта, он определил поведение Хорхеса как «зрелый опыт». В дальнейшем он получил поддержку Хорхеса, который почувствовал себя принятым группой. Его жизнь, как он сказал, стала разнонаправленной, при его заявлении о прогрессе никто не упомянул о контракте.
Аналитик направлял внимание группы на поцелуи на протяжении нескольких сессий группы, затем проблема, казалось, изчезла. Аманда попросилась на индивидуальный сеанс и сказала, что у неё с Хорхесом были близкие отношения, и она забеременела. Хотя её беременность оказалась ложной, Аманда не хотела возвращаться в группу, и Хорхес тоже хотел покинуть группу.
Аналитик сообщил об этом случае в супервизорской группе, где его расценили как проявление контртрансферного сопротивления. Они подметили, что группа выразила свою агрессию через несоблюдение группового контракта. Аналитик был их «соучастником», т.к. не проявил интереса к взаимодействию Аманды и Хорхеса раньше. Его поведение укрепило мнение группы о правоте своих действий.
Также верно, что молчание – это сопротивление. Контракт призывает каждого из участниковпринимать участие в процессе разговора. Когда группа, к примеру, состоит из 8 человек, каждый должен говорить 1/8 времени, отведённого на разговор во время сессии. Молчание – форма сопротивления. Группа должна поощрять каждого участника к разговору, задавая вопросы, выясняя причины дискомфорта. Когда участник теряет интерес – он может начать сопротивляться анализу. Но группа и аналитик не должны принуждать участников говорить, сопротивление незамедлительно возникнет в ответ на такое действие.
Заключение.
Участники группы обучаются правилам контракта в процессе сессии. Аналитик исследует и изучает проявление сопротивления, решает, как с ним работать, и тем самым предвосхищает их дальнейшее проявление.
Назад, на главную страницу | Другие статьи | Хочу написать мнение
© Пажильцев И.В., 2001-2010. Все права на материалы, размещенные на сайте защищены и охраняются законом Российской Федерации. При использовании размещённых материалов ссылка на страницу сайта обязательна. |