"ОСНОВЫ ГРУППОВОГО АНАЛИЗА" приглашаем психологов, психотерапевтов, желающих получить профессиональное образование европейского уровня |
Статьи по групповому анализу зарубежных специалистов
Джефф Робертс (Jeff Roberts). Вводная лекция по групповому анализу.
Стенограмма лекции для вводного курса IGA, 1993.
Я прочитаю нечто вроде вводной лекции сегодня и еще я хочу выразить свою признательность Малькому Палинзу с которым вместе мы писали эту работу. То, что я прочитаю вам сегодня - это в основном статья которая выйдет в американском журнале "Групповая психотерапия" гдето в следующем году, т.е. это какие-то части или сокращенный вариант этой статьи, написанной мною совместно с М. Палинзом.
Мы полагаем, что групповая психотерапия - это часть психоанализа, которая обеспечивает взросление и снятие симптома. Традиция группового анализа неразрывно связана с основополагающей концепцией Зигмунда Фоукса - концепцией групповой матрицы. С ним также связано развитие группового анализа, с его творческим синтезом его идей, идей его учителей и коллег.
Я сегодня начну свой рассказ с того момента, как Фоукс приехал в Англию и привез с собой влияние Фрейда, Франкфурдской школы социологии, гештальт психологии и идеи Ноберта Элайста, который был социологом или социоантропологом. Он уехал из Германии в 1933 г. и приехал в Лондон, где мужественно встал на рискованный путь изучения психоанализа в Англии. Он стал работать в Институте психоанализа в Лондоне, тем самым, так сказать, добавив к своей квалификации, полученной им уже в Германии. В 1939 г. он начал очень большую психотерапевтическую практику в Эксетере; это был достаточно необычный шаг, Эксетер находится на юго-западе Англии, тогда как психоананлитики стремятся сосредоточиться в Лондоне и не просто в Лондоне, а в такой Лондонской деревеньке Хемстеде.
Тогда его заинтересовал такой вопрос: что могут сказать друг другу мои пациенты-невротики если я собиру их в группу? И он это собственно сделал вместе с коллегой-социологом, собрав пациентов в большую группу в своей психиатрической практике.
После этого он вступил в британскую армию и был направлен в Норфильдский госпиталь, известный двумя Нордфильдскими экспериментами. Экперименты были связаны с тем, что обычный армейский госпиталь стал сообществом групповой терапии. Эксперимент начал Бион и этот экперимент был через 6 недель закрыт поскольку его сочли несоответствующим военным структурам. Однако вскоре это сообщество, во многом благодаря активности Биона, было возобновлено и теперь его возглавил Бриджер. В тот момент началась большая дружба Фоукса с Патриком де Маре, которая привела в профессиональном пдане к работе со средними и большими группами. Он занимался много с солдатами с различными нарушениями и ______________ действия между этими группами в Норфилдском госпитале.
После того как он ушел в отставку из армии, он продолжал свою работу с малыми группами и продолжал свою психотерапевтическую практику и, в частности, он работал с группой Анны Фрейд. Он создавал различные группы с помощью своих единомышленников которые помогали ему и разделяли его идеи. Это опять же были П. де Маре, Энтони и др., и они были основателями практики группового анализа.
Так что же такое групповой анализ?
Прежде всего это метод лечения в малых группах, который обеспечивает процесс динамики в группе и развитие группы как сильного терапевтического средства. Фоукс говорил об анализе группы группой, включая дирижера. он говорил, что группа - это тренировка Ego в действии; он считал, что в группе каждый ее член может найти какого-то руководителя или какой-то стержень внутри себя, который мог бы его поддерживать. И именно поэтому Фоукс вполне намеренно избегал роль лидера группы и называл руководителя "дирижером". В группе Фоукс наблюдал как люди стараются говорить о симптомах, как постепенно разговоры становятся все более свободными и, по аналогии со свободными ассоциациями, симптомы, которые до сего были скрытыми, становятся явными и оних появляется возможность говорить. В этот момент пациенты уже могут начать говорить о жизненных проблемах вместо того, чтобы копаться в собственных несчастиях или болезнях. Т.о. можно говорить вообще о жизненных несчастьях, о несчастии людей, и выходя на более широкий уровень ими можно делиться и тем самым вступает в действие экзистенциальный фактор. Дирижер является динамическим администратором группы; он устанавливает время работы, простые правила и следит за тем, чтобы в группе без какой-либо внешней или внутренней цензуры все могли спокойно говорить о том что их волнует.
На раннем этапе работы группы conductor играет более активную роль и принимает веру или доверие членов группы к нему. И это он делает сознавая что рано или поздно (для одних групп это случается раньше, для других - позже) его центральная роль в группе уменьшится, он станет меньше в центре группы. Однако опастность нарциссизма для дирижера группы велика. Если он попадет во власть нарцисизма, то это может привести к невозможности спокойно уйти с поста лидера и к инфантильности группы.
Рассмотрим теперь более подробно групповой аналитический процесс. Терапевтический стиль работы с группой берет свое начало от понятия, что симптомы возникают из блоков в коммуникативной системе. Будучи в основе своей социальными, возникая из невозможности общения с другими, эти проблемы превращаются в личностные блоки. Человек приносит в группу вот эту невозможность осознать коммуникативные нарушения. В группаналитической ситуации самым главным иерапевтическим фактором являются коммуникации, каждый выигрывает привнося что-то свое и делясь с другими. Невротические и даже психотические нарушения связаны с недостатком коммуникабельности. Т.о. Фоукс писал - "язык симптома сам по себе аутичен, он про себя бормочет что-то, пытается чтобы его подслушали, услышали; словесный его эквивалент социален".
Сейчас мы поговорим о таком достаточно сложном понятии, как "кейшн" - локация, размещение, местоположение. Одной из основных в концепции Фоукса была концепция связи с фигурой, его осознание важности этого фактора дало ему большую успешность, чем группам других терапевтов. Одни психоаналитики, такие как американцы Вольф и Шварц, видели только индивидов в группе и говорили о "психоанализе в группе"; другие психоаналитики, как Бион, рассматривали только группу целиком и говорили об "анализе группы". Фоукс же рассматривал отдельных людей в группе, группу вцелом, каждого человека на фоне группы, а в некоторых случаях двух или трех человек, как бы подгруппу, на фоне группы. Таким образом, он позволял своему вниманию свободно переходить с одного элемента на другой, пока не устанавливалась вот эта вот локация, местонахождение наиболее важного элемента в группе. Т.о., несмотря на то, что многие элементы работы с группой по прежнему остаются элементами, относящимися к одному измерению, аналитик смог использовать многомерную работу с группой. Для этого необходимо умение, которого достаточно трудно достичь; умение найти, где, так сказать, горячо. Когда найдена эта горячая точка, нужно сосредоточить на ней все внимание и с ней работать.
А сейчас я хотел бы поговорить о моем любимом вопросе - о групповой матрице. Мне приятно было услышать, что по крайней мере в этой области слова, по крайней мере главное слово "matrix" - "матрица" похоже звучат по-русски и поанглийски. Понятие групповой матрицы является основополагающим в работе с группой. Фоукс понимал ее как скрытую, гипотетическую паутину коммуникаций в группе, которая со временем образуется в группе и на фоне которой происходит все с отдельными членами группы и с группой вцелом. Ее можно рассматривать как контейнер, в котором формируются или переформировываются отдельные психики, психики отдельных людей; или как материнский сосуд или сосуд алхимика, в котором все варится и в результате появляется нечто новое. Задача дирижера состоит в том, чтобы понять себя в группе, группу и каждого члена группы и со временем помочь создать такую паутину связей, в которой развивался бы каждый человек в группе. Когезия групповой матрицы - это функция прежде всего когезии самой группы, и задача дирижера в том, чтобы посмотреть, как можно обеспечить эту когезию. [Реплика из зала - Когезия - это сплоченность.] Развивая эту сплоченность, дирижер обращает внимание на соблюдение простых правил, таких как регулярное посещение групповых сеансов и обеспечение того, чтобы это регулярное посещение приводило к сплоченности группы. Кроме того, дирижер занимается тем, чтобы подбирать членов будующей группы, старается подобратьих таким образом, чтобы им было интересно друг с другом.
Фоукс очень подчеркивал эту идею групповой матрицы во многих своих работах, и сейчас прозвучала цитата и я ее конечно не переведу целиком как написанно у Фоукса, там опять таки повторяется, что матрица - это паутина коммуникаций, это общая основа для группы, на которой развиваются все события и происходят все вербальные и невербальные действия в группе. И используя эту концепцию матрицы в группе, он смог связать теорию и понятие общения людей с различными научными понятиями, такими как креативность и метаморфоза, превращение. В моей предыдущей работе, написанной в 1983 г., я писал о том, что аналитические психологи, в частности Нейман, говорили что индивидуальное бессознательное возникает из коллективного бессознательного, которое развивалось и создавалось в течение многих тысячелетий. Фоукс в связи с этим говорит, что может быть чрезвычайно полезно при работе с группой погрузить собственное бессознательное в группу, чтобы затем оно всплыло от туда, вновь появилось от туда в новом, преобразованном виде. Это можно связать с концепцией фигуры-фона, достаточно упрощенно, но я полагаю верно, это можно сравнить с тем, как я выделяюсь из фона. Групповая матрица может создать такой фон из которого сознание о [?] бессознательном человека может возникнуть в преобразованной форме. Эта точка зрения очень хорошо совпадает с другими значениями слова matrix, взятых из толкового словаря английского языка. В английском языке оно, помимо слова матрица, обозначает мать, беременную или нет; фонове вещество; форму, как, например, в которой делают желе; а также, самое глдавное, место, в котором нечто, обладающее структурой, часто живое и чрезвычайно ценное, содержится во время своего образования или преобразования. Т.о. я полагаю, что групповую матрицу можно рассматривать как контекст, в котором может произойти глубокая регрессия а затем возрождение и преобразование.
Теперь, после того как мы справились с этой достаточно трудной темой, я хотел бы перейти от роли дирижера, от того как он создает или, вернее, способствует созданию групповой матрицы, к немножко более поверхностным вещам и поговорить о вмешательствах в групповом анализе. Здесь мы можем обратиться к анализу групповой работы, сделанному П. де Маре в 1972 г. Он писал, что групповая работа включает в себя структуру, процесс и содержание. Можно сказать, что вполне естественно ожидать, что вмешательства дирижера помогут поддержать и сохранить структуру группы, обеспечить более легкое прохождение процесса и выявить содержание группы. В долгосрочном исследовании, проводимом мной, Девидом и еще рядом людей, мы рассматривали эллементы вмешательства дирижера в работу группы и результаты таковы, что это вмешательство должно приводить к облегчению процессов в группе. Этот процесс скрывает глубоко лежащее содержание, которое, по крайней мере при долговременной работе с группой, проявляется опять таки в процессе. Однако часто бывает, что дирижер в группе время от времени может делать комментарии, проясняющие бессознательное содержание или скорее досознательные какие-то элементы.
Мы также в этом исследовании, немножко я может повторюсь, изучали к кому бывает обращено вмешательство дирижера. Оно может быть обращено либо к отдельному члену группы, либо к группе вцелом, либо к какой-то части группы (паре людей, трем людям, только женщинам, только мужчинам и т.д.). Т.о., внимание дирижера переходит от одного элемента к другому, и его вмешательства направлены на тот элемент, который является "горячим", то о чем мы говорили. Поэтому когда Фоукс говорит о том, что групповой анализ - это анализ группы в группе, включая диржера, мне кажется здесь очень важным что он говорит, что группа может быть чрезвычайно важным терапевтическим инструментом. Т.е. как я уже говорил, такие нарцистические проявления дирижера, когда он пытается давать какие-то всезнающие объяснения или комментарии могут лишить группу способности работать.
Вот, на этом я, собственно, хотел бы закончить то, что я хотел бы сказать вводного о групповом анализе и, в заключение, сказать несколько слов о личности Фоукса. Нам кажется, что Фоукс обладал чрезвычайно широким и глубоким видением работы в группе, но почему-то он это широкое и глубокое видение не смог передать своим последователям, а так же он почему-то либо не смог создать теорию групповой работы, либо каким-то образом ему было трудно выразить свои мысли. Его идеи были несколько размыты, расплывчаты, спутанны для того, чтобы их можно было использовать как узловой момент, как сердцевину, из которой могли бы развиться дальнейшие идеи. Я хотел бы сейчас привести вам такой разговор, который произошел по поводу группового анализа между мной и Патриком де Ма- ре, Малькомом Пальнзом и Скинером; может быть это даст вам возможность понять некоторые качества Фоукса и то, как они были связаны с развитием им группаналитического метода. Патрик де Маре сказал: "Мне совершенно не понравился его вид, когда я его увидел в первый раз, в Нортфилде, но через некоторое время мы с ним встретились снова, он тогда интересовался тестом Роршаха. У него на столе были разложены разные цвета, был очень солнечный день, все блестело, и вот тогда я почувствовал какое-то притяжение к нему". Джеймс Энтони сказал: "Когда я думаю о Фоуксе, когда Вы общаетесь с Фоуксом, такое ощущение, что мы смотрим на рыбу, плавающую в аквариуме: вот она блеснула и пропала; Вам показалось что вы ее увидели, а в следующую же секунду она уже изчезла". Робинс Скинер говорил: "Он был очень приятным человеком в общении, очень теплым, но он сопротивлялся когда Вы пытались отойти от его идей каким-то образом и он всегда старался пойти Вам навстречу чтобы вновь вернуть Вас. Я как-то спросил у его дочери, что в нем такого, что привлекало столь многих людей, может быть Вы сможете объяснить почему это происходило, может быть Вы видели чего-то, чего не видели мы? Она сказала: я не знаю, я знаю одно - когда я была с ним, я очень много смеялась. И это мне показалось очень важным, потому что когда мы с ним разговаривали ощущение всегда было очень радостным и с ним было чрезвычайно приятно общаться и возможно поэтому он оказывал такое влиние на столь многих людей". Патрик де Маре говорит, что хороший дирижер руководит как бы из-за группы, из-за спины группы. Я немножко видоизменил это сейчас, намеренно. Фоукс был человеком, который подарил нам блестящие идеи и сделал это мягко и ненавязчиво. Все.
********************************************
У нас есть немного более получаса для вопросов и обсужздения.
-
- Важно, как было уже сказано, подбирать людей, которые могут обеспечить эту сплоченность, то есть это означает, что люди должны иметь что-то общее и я иногда действительно пытаюсь собрать в группу людей с похожими жизненными ситуациями. Мы выбираем из очень широкого диапазона людей: невротиков, людей с нарушениями личности, иногда психотиков, использующих лекарства, а также людей с психосоматическими расстройствами. Мы избегаем набирать в группу людей, которые так различны, что никогда не смогут понять друг друга; но мы избегаем набирать и людей, которые так похожи, что они тут же сплотятся и будет нечто единое. Но мы избегаем таких ситуаций, чтобы в группе был какой-то один человек, который очень бы отличался от всех других. Так же людей, склонных к суицидам не берем обычнов группу, ну еще ряд каких-то исключений.
- Скажите, а каков обычно колличественный состав участников на занятии?
- Два раза в неделю. Это группа "медленного открывания". Есть группы, которые идут в течение 20 лет. Постепенно меняется состав.
-
- Мы обычно этим не занимаемся, есть люди которые быстро получают то, что им нужно в группе, но мы не ищем быстрого результата. Мы выбираем обычно людей, для которых и в друнгих видах терапии не будет быстрого результата.
- Скажите пожалуйста, что значит "на первых порах терапевт активен", в чем это проявляется: он что оказывает поддержку или проясняет ситуацию?
- На первых порах он поддерживает иллюэию того, что он там, что он поддерживает, что он руководит, он не дает людям понять слишком быстро, что большее требуется от них; и конечно с новыми членами и новой группой он старается поддерживать, давать какие-то объяснения. У каждого терапевта свой стиль работы. Т.е. некоторые из нас слишком поддаются этому, слишком кормят группу и иногда даже в зрелой группе слишком много это делают; некоторые из нас гораздо раньше прекращают это делать.
[Девид] Я хотел бы добавить, что вот в том исследовании, которое мы проводили, и о котором Джеф уже говорил, мы давали одинаковую ситуацию очень большому числу людей и была очень большая разница между тем что они говорили в одной и той же ситуации. Одни давали больше поддержки, другие как-то противопоставлялись, третьи давали даже что-то вроде интерпретаций. Но самое главное, что все они осознавали на какой стадии развития находится в данный момент группа, что ей нужно чтобы преодолеть то препятствие, которое в данный момент возникло в группе. И после этого все, т.е. когда это препятствие преодолено, дирижер перестает помогать и группа действует самостоятельно.
- Использует ли дирижер в своей работе методы из других видов психотерапии, например горячий стул гештальта?
- Никогда, горячий стул - никогда. Естественно мы берем какие-то идеи из других методов терапии, гештальт-терапия всегда так сказать при нас, и если мы видим, что кто-то сидит со сжатым кулаком, мы начинаем говорить какие-то успокаивающие вещи или еще что-то в этом роде, т.е. какие-то идеи всегда присутствуют.
- В медленно открырой группе что помогает вновь пришедшему члену в ней адаптироваться?
- Часто просто большое мужество. Один мой пациент вступил в группу два или три года назад до того как я взял эту группу. Незадолго до этого один человек покинул группу и один из участников этой группы сказал: "боже мой, мы потеряли такой брилиант и посмотрите, что у нас вместо него". Однако вцелом группа, естественно с помощью дирижера, оказывает большую поддержку новичкам, конечно в том случае, если они достигли той стадии, когда семья готова принять новорожденного. Иногда все-таки бывает, что мы вводим нового человека в неправильное время, в неправильных условиях, неправильным образом и не того человека. Но тем не менее этот вот мазохист, который вот вместо брилианта, был достаточно мужественным человеком и он вполне прижился в этой группе.
-
- Нет. Потому что в этой группе, которая идет 20 лет уже нет ни одного человека, которые начинали ее. Есть такие группы в которых есть, как Мальком Палинз называет, "рамочные" пациенты, иногда этим группам такие нужны просто для того чтобы выжить.
- Как долго пациенты находятся в группе?
- В группах, с которыми я знаком, в среднем два с половиной года.
- Есть ли люди, которые пробыв какое-то время в группе покидают ее а потом снова возвращаются?
- Это очень редко. Люди иногда уходят к другим терапевтам, но мы как правило не приветствуем чтобы кто-нибудь возвращался в ту же самую группу.
- В чем отличие группового анализа от других направлений групповой психотерапии, например по _____ ?
- Теория метапсихологии отличается от взаимодействующего интеакционального анализа. Вот эти все понятия групповой матрицы, тренировки эго в действии, воспитания, так сказать, эго, обеспечение того, чтобы эго возникало и развивалось по новому, самостоятельно - все эти идеи являются достаточно своеобразными и методика отличается от других. [Барбара] Здесь также основное заключается вот в этом понятии дирижера, который никогда не ведет группу, он всегда следует за группой. Также в других видах психотерапии возможна индивидуальная психотерапия в группе, когда терапевт работает с кем-то из группы остальные сидят и смотрят. В групповом анализе это невозможно, группаналитик облегчает, способствует работе группы.
[Джефф] Но однако есть исключения, которые только подтверждают правило: если эта горячая точка, о которой мы говорили, горячая точка для всей группы находится в одном отдельном человеке, тогда группаналитик может начать работать с этим, чтобы способствовать работе всей группы.
- Вот группавая матрица, анализ ее производится только терапевтом для себя, для принятия решений, или группе тоже доступно это понятие матрицы и группа занимается анализом матрицы?
- Матрица - это собственность всех членов группы.
- Я немножко о другом. У них есть это представление, понятие? Работают ли они над этим понятием?
- Это очень интерестно, потому что вот бывают группы, в которых члены просто сами начинают говорить об этой матрице. Вот недавно я работал в Глазго и там без какой-либо моей подсказки группа просто сама интуитивно начала говорить о матрице. Иногда люди не осознают эту матрицу, иногда они как-бы "проваливаются" сквозь матрицу; есть люди, которые как бы "взрывают" эту матрицу, делают это то ли сознательно, то ли бессознательно, но так идет процесс.
- Я не о процессе, не о понимании процесса. Т.е. у группы есть понимание того, что матрица существует?
- На очень глубоком уровне всегда, поверхностном не всегда. Бессознательно всегда есть, иногда это может выйдти в сознание, иногда нет.
- Насколько теоретические знания о группанализе способствуют динамике группы?
- Это очень помогло, во всяком случае, мне лично, и я испытал осознание теории на практике и проживание теории.
- Нет, помогает не терапевту , а помогает группе пациентов?
- Да, вероятно да.
[Барбара] Мы должны осознать, что люди приходят в группу не для того, чтобы узнать, что такое группа, а приходят каждый со своей болью и хотят избавится, каждый индивидуально, от своей боли.[Джефф] Но всетаки они приходят к осознанию своего места в группе. Нашли ли те, кто сидит там сзади, свое место в этой группе? Впереди все время звучат вопросы, есть ли вопросы с задних рядов?
- Если в групповом анализе в принципе предполагается, что можно завершать работу работу в группе, то каковы признаки, что пора кончать?
- Иногда это бывает предельно просто, когда группа сосредотачивается на 3-4 членах и __________ своя культура, своя атмосфера и просто видно, что группа уже прошла свой путь. Она как-бы сама по себе отмирает.
- Сочетаемо ли проведение группового и индивидуального анализа с тем же пациентом?
- Некоторые из нас полагают, что да, это возможно. Мы собираемся подарить в одну из ваших библиотек книгу, в которой будет глава Хобдела, который работает регулярно с группой и с этими же пациентами из группы индивидуально и, если соблюдаются определенные меры предосторожности, это часто дает положительный результат. Вы должны знать, что это происходит и должно быть потенциальное общение между этитми сторонами.
- Вопрос о плате в психоанализе имеет большой символический смысл.______________ эти длительные группы, которые вы ведете, платные? Это первый вопрос. И второй вопрос: как вам удается мотивировать пациентов на столь длительную терапию - 2-3 года?
- За некоторые группы в Англии не платят, за другие платят. Группы, с которыми я работаю, платные. Я также работаю в государственной службе здравоохранения, там группы бесплатные. Видимо нужно сказать, что у нас каждый год в Англии около 400 человек проходит годичный курс подготовки в области группового анализа и эти люди работают в государственной службе здравоохранения с группами в которых пациенты не платят. Обычно время здесь ограничено, около 2 лет. Но я думаю достаточно большое число людей, мотивировано только интересом к своему внутреннему миру, процессом взросления и развития.
- Я все-таки не получил ответа. Для меня это вопрос языка, на котором работает группа. Как представляете вы эмоции, язык чувств, язык отношений между членами группы, язык проблем, конфликтов? Я не могу себе представить языка матрицы.
- Матрица - это тот фон, на котором возникает этот язык.
- Какой?
- Быть может во время этого семинара Вы услышете образец этого языка.
- Я хочу услышать о позиции группового анализа о терапевтической регрессии и о том процессе, который возникает при внедрении в коллективное бессознательное, так сказать при открытии участниками коллективного бессознательного.
- Наш опыт показал, что во время работы с группой очень многие пациенты испытывают какое-то возвращение к детским основам а также выходят на какие-то общие, часто бессознательные сцепления. И если пациент позволяет, чтобы группа его как-бы поглотила, то ему потом гораздо легче выдти обновленным из этого процесса. Это все на глубоко теоретическом уровне, но это происходит в группе. Я должен сознаться, что это очень абстрактная и теоретическая канва того, как это должно происходить.
Видимо время для еще одного вопроса и после этого мы заканчиваем.
- При индивидуальном анализе объектом переноса является аналитик. Можно ли обозначить объект переноса в групповом процессе?
- Это может юыть и аналитик, и отдельный член группы, и подгруппа (2 или 3 члена), и вся группа вцелом, и иногда даже групповая матрица.
Спасибо что вы пришли, надеюсь что вы что-то для себя почерпнули из этой лекции, а те кто был на семинаре и из семинара.
Назад, на главную страницу | Другие статьи | Хочу написать мнение
|
|